Усилитель NAD C320BEE

 

 

 

Музыкальный  материал:

 

1.   V.A. Mozart. Maurerishe Trauermusik. K477

                    La capella reial de catalunya. Dir. Jordia Savall

2.   D. Verdi. Falstaff – L’onore! Lardi!

                    Bryn Terfel – bass-baritone

                    Berlin Philarmonic/Claudio Abbado

3.   Dvořák. Symphony №8 – Allegretto grazioso

                     Budapest Festival Orchestra/Ivan Fisher

 4.   L.W.Beethoven. Klavier sonaten D-dur, op 10, 3

                     Gerrit Zitterbart

 5.   Bach. Partita for violin №2 in D-minor BWV1004

                      Itzhak Perlman.

 

 

Звуковой тракт:

 

Источник:

DVD проигрыватель Krell DVD Standart.

Акустические системы:

Magnepan Magneplanar MG 3.6/R

ProAc Response 2.5

Кабель акустический:

Audioquest Granite

Кабель межблочный:

Harmonic Technology Pro-Silway 2

Референсные усилители:

Предварительный Passlabs XO;

Оконечные моноблоки Lamm Audio Laboratory. Model M1.1

 

 

 

История

 

В среде аудиофилов есть одна очень расхожая тема для разговоров – вся аудиоиндустрия давно наплевала на звук и занимается исключительно выколачиванием денег из доверчивых покупателей. Вместо того, чтобы делать хорошую аппаратуру, изощряется в рекламировании всякой дряни и т.д. и т.п. Вот, раньше, в былые годы... После этого издаётся патетический  всхлип, сквозь который иногда можно расслышать магические слова «Макинтош», «Квод 2» или ещё что-нибудь в этом роде.

Так вот, господа, тоскующие по былым временам, смею вас заверить, что раньше всё было точно так же. Т.е. существовала некоторая прослойка специалистов, а так же просто меломанов, которые думали в точности так, как нынче думают их уже взрослые дети. Но, в отличие наших современников, эти люди не стали всхлипывать, а скооперировались и создали фирму, призванную как-то исправить положение. Была поставлена задача – сделать конечный продукт должен быть прост, недорог и, главное, функционален. Произошло это всё в 1972 году, а фирма получила название “New Acoustic Dimension” – “NAD”.

Можно сказать, что затея удалась. Действительно, фирма давала не один повод для удивления – как при очень невысокой цене они добиваются хорошего звучания. Чего стоит только их знаменитый проигрыватель  винила NAD 5120! В его разработке принимала участие целая интернациональная команда; кстати, один из них, президент чешского клуба аудиофилов, создал уникальный тонарм для этого проигрывателя. Свою предысторию имеет и усилитель “NAD C320BEE” (см. «АМ» №5 (46) 2002, с.24).

 

Звучание

 

Вообще-то с этим усилителем обошлись несколько жестоко. Вместо того чтобы сравнивать его с собратьями по ценовой категории, ему было предложено тягаться со страшными монстрами общей стоимостью около 25 килодолларов. И, что самое интересное, он не ударил лицом в грязь. Конечно, звучание монстров (см. описание референсных усилителей) оказалось предпочтительнее. Конечно, не нашлось ни одной категории оценки, по которой бы они проиграли. Но их преимущества впечатляют не так сильно, как их цена.

Но всё-таки монстры есть монстры, и против них не попрёшь. Их назначили недостижимым идеалом, а нашему испытуемому было предложено к этому идеалу приближаться. Да простят меня специалисты по методологии научных экспериментов.

Итак. Включили, прогрели, прослушали материал на недостижимом идеале. Перешли к «С320ВЕЕ» – и удивились. Было чему. Сначала показалось, что разницы нет вообще. Когда вслушались, стало всё, или, во всяком случае, почти всё ясно.

 Дело в том, что, как правило, при переходе от очень дорогого аппарата к значительно более  дешёвому одно и то же музыкальное произведение буквально перестаёт быть похоже на себя самое. Настолько сильно блекнут, а иногда и вообще изменяются музыкальные эмоции. Здесь же этого не случилось. И, только некоторое время спустя, стало понятно, что изменения в звучании всё-таки произошли. Но музыка осталась прежней хоть и звучала попроще.

Эмоциональная напряжённость Вердиевского «Фальстафа» была воссоздана просто прекрасно. Замечательно передавались все градации  громкости. Ритм так же был выверен. Тихие места звучали вполне разборчиво, так что не надо было напряжённо вслушиваться. К недостаткам можно отнести некоторое ограничение самых верхних частот и, как следствие, отсутствие отдельных – самых мелких – деталей.

На остальных программах усилитель ведёт себя примерно так же, что опять-таки относится к его достоинствам. Однако о некоторых особенностях в изменении звучания от программы к программе всё-таки хочется рассказать.

Слушая Восьмую симфонию Дворжака, замечаешь, что в нижний регистр звучит несколько тяжеловато. Нет плавного перехода от piano к forte. Впрочем, возможно, что так проявляются особенности цифровой записи. К тому же на передаче общего музыкального настроения это сказывается мало.

А вот музыка Моцарта демонстрирует прекрасную динамику. Скрипка воспроизведена неплохо. К тому же ограничения сверху – как на Верди – здесь не заметно. Акустическое пространство передано великолепно. Хотелось бы, правда, более четкого разделения голосов в хоре и лучшей выверенности вокальных партий, но предъявлять такие требования к усилителю такого класса просто бессовестно.

К тому же этот недостаток проявляется далеко не на всех программах. Сложные пассажи сонаты для клавира Бетховена слышны недостаточно внятно, но, в то же время, прослушивание Партиты №2 Баха производит диаметрально противоположное впечатление: скрипка здесь очень «подробная», хотя и звучит резковато.

Но в целом, сложилось такое впечатление, что усилитель на разных программах звучит стабильно, и замеченные различия вызваны, скорей, разницей в качестве записи фонограмм.

При смене акустических систем кое-что в звуке изменялось. Иногда музыкальность как-то убывала и звук становился грубее. Музыкальности стало поменьше, звук погрубее. Порой звучание могло стать более отчётливым. Но, судя по характеру изменений, усилитель вполне удовлетворительно справляется с разными типами нагрузки.

И наконец, под занавес, захотелось посмотреть, что получится, если нажать кнопку “soft clipping”, что на задней панели. Как явствует из названия этой кнопки, она придумана для того, чтобы избегать резкого ограничения амплитуды сигнала при перегрузках. Сразу вспоминаются многочисленные рассуждения о том, что, мол, транзисторные усилители звучат хуже ламповых потому, что при перегрузке в них происходит резкое ограничение сигнала, а в ламповых – сигнал ограничивается плавно. Эта кнопка, по-видимому, была придумана для того, чтобы усилитель походил на ламповый. Ох… Лучше бы фирма оставалась верна традициям, потому как ничего хорошего из этой затеи не вышло. Ничего там не смягчается. Наоборот, всё акустическое пространство выпячивается на слушателя, средние частоты немного задираются, и весь звук, хочется сказать, борзеет… К счастью, эту милую опцию можно не использовать.

 

Краткие выводы.

Достоинства.

NAD C320BEE” –  очень музыкальный усилитель, прекрасно воспроизводящий интонационные и ритмические нюансы исполнения. Замечательное соотношение цены и качества.

Недостатки.

При проигрывании сложных фрагментов детали чуть-чуть смазаны. Слегка гулковатый бас.

 

 

© Меклер А.А.2003

Опубликовано в:

АудиоМагазин №4 (51) 2003, стр. 52 – 55.